ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ КУЛЬТУРА И КУЛЬТ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕРЕШИТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ШМОТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ВАИКРА НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕМИДБАР НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ДВАРИМ ЛИКИ ТОРЫ ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ДВА ИМЕНИ ОДНОГО БОГА ТАМ И ВСЕГДА HOME POLISH ENGLISH HEBREW E-MAIL ФОТОАЛЬБОМ ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕРНЕТ
НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - Праздники
top.mail.ru

НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ

ПРАЗДНИКИ И ДАТЫ

СОЛНЦЕТВОРЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕН СОТВОРИВШИЙ МИР (5769-2009)

БЛАГОСЛОВЕН СОТВОРИВШИЙ МИР (Биркат-а-хама 5769 - 08.04.2009)

День Солнца

Хорошо известно, что творение представляет собой устойчивую пару – космос и микрокосмос (олам катан) - человек. Причем, как микрокосмос признается созданным по образу и подобию Бога, также и в космосе позволительно усмотреть один предмет, символизирующий собой Всевышнего, и это… солнце. Солнце – это космический монарх, дающий жизнь всему живому и организующий порядок движения неживых тел. В трактате Макот (23.б) мы читаем: "613 заповедей было дано Моше: 365 запретов, по числу дней солнечного года, и 248 повелений, по числу органов человека".

Обращаясь к этим словам, Магараль пишет: «Число предписывающих заповедей 248, так как каждый орган напоминает человеку об исполнении заповедей. Число запретительных заповедей составляет 365, так как каждый день напоминает человеку не преступать заповеди… Мир сей разделен на две части. Одна часть – нижняя, относящаяся ко всему, что под солнцем, включая солнце, потому что солнце – царь природного мира, и природный мир обустроен под ним… так, что когда кто-то хочет сказать обо всем мире, то говорит «под солнцем», как, например, «видел я все дела, которые делаются под солнцем» (Коэлет 1:14). Солнце поддерживает порядок природного мира в его движении, и властвует над всем в природе, подобно тому как это делает царь. Как сказано: «Солнце, чтобы властвовать днем» (136:8). Солнце хранит миропорядок… Это хорошо известно всем, и не вызывает никаких сомнений. И это первая часть. Вторая же часть – это человек, противопоставленный всему прочему творению, и не включенный в этот мир, так как для него создано все. Невозможно чтобы раб был включен в единство вместе со своим господином, и потому человек представляет собой особый мир… Человек, так же как и солнце является царем, так как все находится под ним. Царственность его проявляется в том, что он все приводит к его совершенству… потому что он является формой всего существующего» (Тиферет Исраэль гл 4)

Итак, во всем мире имеется два предмета, претендующие на то, чтобы символизировать мир, претендующие представлять его как целое – это человек и солнце: человек - как исключенный из мира и противопоставленный миру, солнце - в интегральном единстве с этим миром.

Учитывая это обстоятельство, трудно было бы ожидать, чтобы иудаизм, предписывающий произносить благословение на все значительные природные явления (радуга, молния, море, метеорит и т.п.), предписывающий благословлять новую луну, исключил бы из поля своего внимания солнце. Благословение солнца – биркат ха-хама действительно произносится, … но лишь один раз в 28 лет! Как сказано: "Наши мудрецы учат: "Тот, кто видит солнце в его периоде, должен произнести благословение… Что такое "период солнца"? Абаей сказал: Раз в двадцать восемь лет" (Брахот, 59.б).

Очередная редкая возможность благословить наше светило, предоставлена нам как раз сегодня - 8 апреля 2009 года.

Как это делается? В 10-й главе "Законов благословений" Рамбам пишет: "Тот, кто видит солнце днем в Нисане в начале двадцативосьмилетнего периода, начинающегося в начале ночи со вторника на среду, то есть утром в среду, произносит благословение... Формула этого благословения следующая: "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший мир" («Барух Ата… осе маасе берешит»).

Благословение произносится с восходом солнца, с момента, когда виден весь солнечный диск, и до трех часов солнечного дня (примерно до 9 утра). Тот, кто опоздал, может произнести это благословение и позже, но без упоминания Имени Всевышнего, то есть: "Благословен Ты, сотворивший мир". Такое же неполное благословение используется в том случае, если солнце нельзя видеть из-за туч.

Знамение Избавления?

Христианский календарь - чисто солнечный, и месяцы христианского года никак не связаны с лунным циклом. Мусульманский календарь, напротив, чисто лунный, и год составляет в нем не 365, а 354 дня, так что месяцы год от года смещаются относительно сезонов. Еврейский календарь именуется лунно-солнечным, так как учитывает в равной мере как солнечный, так и лунный циклы. Однако при этом продолжительность еврейского года, поскольку он приведен к лунному месяцу, никогда не бывает равна 365 дням, как в классических солнечных календарях. Еврейский год насчитывает либо 354, либо 384 дня. Приведение к среднему показателю – 365 (с четвертью) дней достигается только на протяжении 19-летнего Метонового цикла. В этом цикле должно быть 110 месяцев по 29 дней и 125 месяцев по 30 дней, а кроме того 7 раз в течение этого 19-летнего цикла добавляется 13-ый месяц – Второй Адар.

Другими словами, еврейский календарь вроде бы не знает ни одной постоянной даты привязанной к солнечному, а не к лунному циклу. Ни одной, кроме… дня благословения солнца – годовщины сотворения нашего Светила, отмечаемой 8 апреля 2009-го года 206-ой раз в истории (от сотворения мира).

Но с чем связан 28-летний цикл?

Прежде всего следует отметить, что еврейские мудрецы не только не привели солнечный год к целому числу дней (три года насчитывающие 365 дней плюс один – 366), но как раз активно используют дополняющие его шесть часов. Каждый новый солнечный еврейский год начинается в разное время суток. Согласно традиции, солнце появилось на небосводе в шесть утра, и соответственно, «годовщина» этого часа происходит каждые четыре года. Это одно из требований. Другим требованием является день недели.

Годовщина солнцетворения отмечается не раз в четыре года, а раз в двадцать восемь лет по той причине, что мудрецами учитывается еще и семидневный цикл, а именно, годовщина должна отмечаться именно в четвертый день недели, в который было сотворено солнце (Берешит 1:14-19). Иными словами должны совпасть три связанных с солнцем параметра: часовой (начало года должно прийтись на шесть утра), суточный (начало года должно прийтись на четвертый день недели), и, наконец, собственно годовой (расположение солнца на небосводе должно быть то, которое имело место в «стартовый» момент).

Если бы для полного воспроизведения исходной ситуации требовался также еще и тот же день месяца (первое нисана), то такая годовщина создания солнца отмечалась бы не раз в 28 лет, а раз в 541 год (28 помножить на 19). Однако "солнечный период" никак не страдает от того, что он приходится каждый раз на разные числа месяца нисан. Ведь месяц связан исключительно со сменой фаз луны, в то время как по солнцу ведется отсчет часов, дней и лет.

Тут неизбежно возникают два вопроса: почему мы благословляем солнце сегодня, а не сделали этого в прошлом 5768-ом году (5768 = 28 помножить 206)? И почему дата творения связана с нисаном, а не с тишреем?

Сбой в числе лет, согласно традиции, произошел во время потопа (длившегося ровно один солнечный год). Считается, что в течение этого года светила не двигались, и поэтому он не берется в расчет.

Вопрос нисана имеет следующее объяснение. В Талмуде выясняется, в каком месяце был сотворен мир: в Тишрее или в Нисане. Как известно, победило мнение, что мир вышел из рук Творца первого Тишрея. Однако в том, что касается благословения солнца, правильным было сочтено все же мнение рабби Йегошуа, считавшего, что мир был сотворен в Нисане.

В связи с нынешним – выпавшем на 14 нисана (канун Песаха) - благословением солнца многие приводят высказывание раби Меира Яхиэля Галеви из Островец (1881-1928), согласно которому такое сочетание имело место лишь несколько раз в истории: в сам день творения, в день исхода из Египта и в год Пурима. Кроме того, по его мнению, следующее такое совпадение должно произойти в период Избавления.

Я не нашел ни одного удовлетворительного объяснения тому, как эти слова Гаона из Островец можно согласовать с общедоступными календарными данными. Между тем его последнее утверждение представляется как раз вполне понятным и весьма интересным. В самом деле, во времена исхода в Египте признавались два верховных божества - овен и… солнце. Исход сопровождался повержением бога-овна ("Скот, которому поклоняются египтяне, мы принесем в жертву Богу" Шмот 8.22). Если бы год исхода из Египта (2448 год от сотворения мира) действительно был годом благословения солнца, то тем самым исход можно было бы признать также и повержением бога-солнца. Однако поскольку 2448 год (вопреки утверждению Гаона из Островец) никак не вписывается в 28-летний цикл, то всякое выпадение дня благословения солнца на канун Песаха можно признать восполнением этой великой пасхальной задачи, а тем самым и знаком Избавления.







Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от р. Меира Брука

 

Недельная глава Торы -

Parashat Mishpatim - 25 February 2017






Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от р. Меира Брука

Aryeh Baratz: arie.baratz@gmail.com      webmaster: rebecca.baratz@gmail.com